Страница обновлена 26.01.2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса п. Красный Профинтерн

Страница обновлена 26.01.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса п. Красный Профинтерн

Функциональная грамотность учеников: как сформировать и оценить

Что входит в функциональную грамотность

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

Посмотрите ниже информацию по каждому направлению функциональной грамотности по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО.

Как планировать формирование функциональной грамотности

Чтобы сформировать функциональную грамотность у учеников, нужно подготовить план мероприятий (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Организовать работу в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определить мероприятия.

В подготовительном этапе отражаются мероприятия, которые помогут рассмотреть теоретические аспекты формирования функциональной грамотности и познакомить с ними педагогов. Например, провести методический совет, чтобы изучить методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований. Если потребуется, то запланировать внесение изменений в локальные акты школы. 

Предусматриваются мероприятия для практического этапа. Планируются события, которые будут направлены на повышение квалификации педагогов. Например, заседания рабочих групп педагогов для обмена опытом. Еще вместе с педагогами создаются банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности. Планируется участие учеников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности.

Рефлексивно-оценочный этап – этап, который позволит подвести итоги реализации плана по формированию функциональной грамотности. Выделяются для этого этапа летние месяцы.

Чтобы утвердить план по формированию функциональной грамотности и назначить ответственного за его реализацию, готовится приказ.

Какие внешние оценки проводят

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

         В таблице ниже находится подробная информацию про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год

PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е

Раз в пять лет

2021 год

PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники

Раз в три года

2021 год

Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е

Раз в четыре года

2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

         В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

Какие оценки проводят внутри школы

Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги составляют метапредметную контрольную, в которую включают задания по каждому из пунктов функциональной грамотности.

Чтобы составить свои работы, вы можете воспользоваться открытыми банками заданий по проверке функциональной грамотности. Например, на сайте ИНСТРАО представлены демоверсии и банк заданий работ для всех шести видов функциональной грамотности.

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся