Функциональная грамотность учеников: как сформировать и оценить
Что входит в функциональную грамотность
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественно-научную грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовую грамотность;
- креативное мышление.
Посмотрите ниже информацию по каждому направлению функциональной грамотности по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО.
Как планировать формирование функциональной грамотности
Чтобы сформировать функциональную грамотность у учеников, нужно подготовить план мероприятий (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Организовать работу в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определить мероприятия.
В подготовительном этапе отражаются мероприятия, которые помогут рассмотреть теоретические аспекты формирования функциональной грамотности и познакомить с ними педагогов. Например, провести методический совет, чтобы изучить методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований. Если потребуется, то запланировать внесение изменений в локальные акты школы.
Предусматриваются мероприятия для практического этапа. Планируются события, которые будут направлены на повышение квалификации педагогов. Например, заседания рабочих групп педагогов для обмена опытом. Еще вместе с педагогами создаются банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности. Планируется участие учеников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности.
Рефлексивно-оценочный этап – этап, который позволит подвести итоги реализации плана по формированию функциональной грамотности. Выделяются для этого этапа летние месяцы.
Чтобы утвердить план по формированию функциональной грамотности и назначить ответственного за его реализацию, готовится приказ.
Какие внешние оценки проводят
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
В таблице ниже находится подробная информацию про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
Когда ближайшее |
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
Когда ближайшее |
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е |
Раз в пять лет |
2021 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники |
Раз в три года |
2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е |
Раз в четыре года |
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Какие оценки проводят внутри школы
Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги составляют метапредметную контрольную, в которую включают задания по каждому из пунктов функциональной грамотности.
Чтобы составить свои работы, вы можете воспользоваться открытыми банками заданий по проверке функциональной грамотности. Например, на сайте ИНСТРАО представлены демоверсии и банк заданий работ для всех шести видов функциональной грамотности.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся