Библиотека
С 1 декабря 2012 г в школьной библиотеке им. Карла Маркса работает Смирнова Екатерина Васильевна.
Работа школьной библиотеки МБОУ сош им. Карла Маркса
Задачи:
- пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей;
- приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни;
- проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников;
- улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов;
- сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Направления деятельности библиотеки
1.Работа с учащимися:
- уроки культуры чтения;
- библиографические уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- доклады о навыках работы с книгой.
2.Поддержка общешкольных мероприятий.
3. Работа с учителями и родителями:
- выступления на заседаниях педсовета;
- обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
- отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
- информационные обзоры на заданные темы; индивидуальная работа с педагогами;
График работы школьной библиотеки
Понедельник | 8.00 – 15.30 |
Вторник | 8.00 – 15.30 |
Среда | 8.00 – 15.30 |
Четверг | 8.00 – 15.30 |
Пятница | 8.00 – 15.30 |
Суббота | Методический день |
Воскресенье | Выходной день |
Правила пользования библиотекой
Правила пользования библиотекой
- Научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
- Учебники, учебные пособия - учебный год;
- Периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.
- пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Работа с фондом учебной литературы |
|||
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников); составление совместно с учителями заказа на учебники; формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы; подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; |
сентябрь-октябрь ноябрь |
||
2 |
осуществление контроля выполнения сделанного заказа; прием и обработка поступивших учебников: оформление накладных. запись в книгу суммарного учета. штемпелевание. оформление картотеки, |
май по мере поступления |
|
3 |
Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой |
сентябрь |
|
4 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий |
сентябрь |
|
5 |
Оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники» |
сентябрь |
|
6 |
Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ |
октябрь-ноябрь |
|
7 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) |
май |
|
8 |
Работа с резервным фондом учебников: •ведение учета; • размещение для хранения; |
сентябрь-ноябрь |
|
10 |
Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия» |
в течение года |
|
2. Работа с фондом художественной литературы |
|||
1 |
Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки: • к художественному фонду; • к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников) |
постоянно |
|
2 |
Выдача изданий читателям |
постоянно |
|
3 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
постоянно |
|
4 |
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий |
постоянно |
|
5 |
Ведение работы по сохранности фонда |
постоянно |
|
6 |
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей |
постоянно |
|
7 |
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся |
декабрь, май |
|
8 |
Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами» |
в течение года |
|
9 |
Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа |
август |
|
3. Комплектование фонда периодики |
|||
1 |
Оформление подписки на первое и второе полугодия |
октябрь, апрель |
|
Справочно-библиографическая работа
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
1 |
Электронная каталогизация учебников по классам |
В течение года |
Работа с читателями
№ п/п |
Содержание работы |
срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
Индивидуальная работа |
||
1 |
Обслуживание читателей – учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей |
постоянно |
2 |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
постоянно |
3 |
Беседы со школьниками о прочитанном |
постоянно |
4 |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку |
по мере поступления |
5 |
Выставка книг «Это новинка!» |
по мере поступления |
Работа с библиотечным активом |
||
1 |
Заседание школьного библиотечного актива |
один раз в четверть |
Работа с родительской общественностью |
||
1 |
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления |
май-июнь, сентябрь |
2 |
Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов. |
по плану проведения педсоветов |
Работа с педагогическим коллективом |
||
1 |
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах |
Периодически (на совещаниях) |
2 |
Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок) |
сентябрь |
Работа с учащимися школы |
||
1 |
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки |
постоянно |
2 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей |
один раз в четверть |
3 |
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики |
постоянно |
4 |
Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации |
август |
5 |
Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями |
постоянно |
7 |
«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году |
май |
8 |
Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию |
по мере необходимости |
Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы |
||
1 |
1-й класс Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)? Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт) |
январь май |
2 |
2-й класс Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация |
ноябрь январь |
3 |
3-й класс Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы) Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках |
ноябрь февраль |
4 |
4-й класс Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки |
декабрь апрель |
5 |
5-й класс Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью |
декабрь апрель |
6 |
6-й класс Выбор книг в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке |
ноябрь |
7 |
7-й класс Выбор книг. Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею |
декабрь |
8 |
8-й класс Алфавитный каталог. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога |
апрель |
9 |
9-й класс Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения |
февраль |
10 |
10 – 11 класс Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада |
март |
Массовая работа |
||
1 |
Выставка учебных изданий к предметным неделям |
по предметным неделям |
2 |
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей |
в течение года |
3 |
Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей |
в течение года |
4 |
Выставки книг юбиляров |
в течение года |
10 |
Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам) |
апрель-май |
11 |
Выпускной вечер (подбор материалов 9-е и 11-е классы) |
июнь |
12 |
Неделя детской книги «Здравствуй, книга детская» 1 класс; Конкурс знатоков в области художественной литературы. (викторина по сказкам ) 2-6 классы; Мудрости начала (конкурсная программа по русским пословицам и поговоркам). |
март |
Реклама библиотеки 1. Создание фирменного стиля |
||
2 |
Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы |
октябрь |
2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки |
||
1 |
Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях) |
постоянно |
2 |
Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) |
постоянно |
3 |
Оформление информационных стендов-папок: «Правила пользования книгой»; «Правила поведения в библиотеке» |
в течение года |
4 |
Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку |
в течение года |
5 |
Информирование пользователей о режиме работы |
сентябрь |
6 |
Проведение недели детской книги |
март |
7 |
Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий |
По мере необходимости |
Профессиональное развитие сотрудников библиотеки |
||
1 |
Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей |
по плану районного МО библиотекарей |
3 |
Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы |
в течение года |
4 |
Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере. Начало ведения |
в течение года |