Страница обновлена 14.11.2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса п. Красный Профинтерн

Страница обновлена 14.11.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса п. Красный Профинтерн

Библиотека

         

С 1 декабря 2012 г в школьной библиотеке им. Карла Маркса работает Смирнова Екатерина Васильевна.

Работа  школьной  библиотеки МБОУ сош им. Карла Маркса

Задачи:

  • пропаганда культуры мира  и ненасилия в интере­сах детей;
  • приобщение читателей к художественным тради­циям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культу­ры личности школьников;
  • улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов;
  • сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользо­вателей;
  • оказание помощи в деятельности учащихся и учи­телей при реализации образовательных проектов.

Направления деятельности библиотеки

1.Работа с учащимися:

  • уроки культуры чтения;
  • библиографические уроки;
  • информационные и прочие обзоры литературы;
  • доклады о навыках работы с книгой.

2.Поддержка общешкольных мероприятий.

3. Работа с учителями и родителями:

  • выступления на заседаниях педсовета;
  • обзоры новинок художественной, научной, учеб­но-методической и учебной литературы;
  • отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
  • информационные обзоры на заданные темы; индивидуальная работа с педагогами;


График работы школьной библиотеки

Понедельник 8.00 – 15.30
Вторник 8.00 – 15.30
Среда 8.00 – 15.30
Четверг 8.00 – 15.30
Пятница 8.00 – 15.30
Суббота Методический день
Воскресенье Выходной день

Правила пользования библиотекой

Правила пользования библиотекой

1. Бережно  относится  к  произведениям  печати  (не  вырывать, не  загибать  страниц, не  делать  в  книгах  подчеркивания, пометок), иным  документам  на  различных  носителях, оборудованию, инвентарю.
2. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках. 
3. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки.
4. Убедиться при получении документов в отсутствии  дефектов, а при обнаружении проинформировать   об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь.
5. Расписываться в читальном формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся  1-4  классов). 
6. Возвращать  документы  в библиотеку  в    установленные  сроки.
максимальные  сроки  пользования  документами;
  • Научно-популярная, познавательная,  художественная  литература – 1 месяц;
  • Учебники,  учебные  пособия  -    учебный  год;
  • Периодические  издания,  издания  повышенного  спроса – 15 дней. 
7. Заменять  документы  библиотеки  в  случае  их  утраты  или  порчи  им  равноценными,  либо  компенсировать  ущерб  в  размере,  установленном  правилами  пользования   библиотекой.  
8. Полностью  рассчитаться  с  библиотекой  по  истечении  срока  обучения  или  работы  в  общеобразовательном  учреждении. 
9. Порядок  пользования  абонементом:
  • пользователи  имеют  право  получать  на  дом  из  многотомных  изданий  не более  двух  документов  одновременно
  • пользователи  могут  продлить  срок  пользования  документами,  если  на  них  отсутствует  спрос  со  стороны  других  пользователей. 
10.  Порядок  пользования  читальным  залом;
  • документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
  • энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

п/п

Содержание работы

Срок

испол­нения

1

2

3

1. Работа с фондом учебной литературы

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, ре­комендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

составление совместно с учителями заказа на учебники;

формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом заме­чаний курирующих заместителей директора школы;

подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

сентябрь-октябрь

ноябрь

2

осуществление контроля выполнения сделанного заказа;

прием и обработка поступивших учебников:

оформление накладных.

запись в книгу суммарного учета.

штемпелевание.

оформление картотеки,

май

по мере поступления

3

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

4

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

сентябрь

5

Оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»

сентябрь

6

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

7

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

май

8

Работа с резервным фондом учебников:

              •ведение учета;

            • размещение для хранения;

сентябрь-ноябрь

10

Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия»

в течение года

2. Работа с фондом художественной литературы

1

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

• к художественному фонду;

   • к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)

постоянно

2

Выдача изданий читателям

постоянно

3

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

4

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно

5

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

6

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

7

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учеб­ников с привлечением учащихся

декабрь, май

8

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»

в течение года

9

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

август

3. Комплектование фонда периодики

1

Оформление подписки на первое и второе полугодия

 октябрь, апрель

       

                                   Справочно-библиографическая работа

п/п

Содержание работы

Срок

испол­нения

1

Электронная каталогизация учебников по классам

В течение года

                                            Работа с читателями

п/п

Содержание работы

срок

испол­нения

1

2

3

Индивидуальная работа

1

Обслуживание читателей –  учащихся, педагогов, технического персонала

школы, родителей

постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

5

Выставка  книг «Это новинка!»

по мере поступления

Работа с библиотечным активом

1

Заседание школьного библиотечного актива

один раз в четверть

Работа с родительской общественностью

1

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления

май-июнь, сентябрь

2

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов.

по плану проведения педсоветов

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

Периодичес­ки (на совеща­ниях)

2

Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)

сентябрь

Работа с учащимися школы

1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение ре­зультатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

3

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и жур­нальной периодики

постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации

август

5

Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями

постоянно

7

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

май

8

Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, пе­риодическому изданию

по мере необходимости

       Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы

1

1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простей­шим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

январь

май

2

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страни­ца, иллюстрация

ноябрь

январь

3

3-й класс

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фа­милия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к созна­тельному выбору литературы)

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь системати­ческого каталога с расстановкой книг на полках

ноябрь

февраль

4

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о сло­варе, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное рас­положение материала, алфавитные указатели, предметные указатели

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настояще­го времени. Древнейшие библиотеки

декабрь

апрель

5

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Ис­пользование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними

Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его твор­ческой индивидуальностью

декабрь

апрель

6

6-й класс

Выбор книг в библиотеке.  Обучение самостоятельному поис­ку информации. Библиотечный каталог,   тема­тические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

ноябрь

7

7-й класс

Выбор книг. Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литерату­ре. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею

декабрь

8

8-й класс

Алфавитный  ка­талог.  Справочная литература. Энциклопедии: уни­версальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

апрель

9

9-й класс

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библио­графические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения

февраль

10

10 – 11 класс

Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художествен­ной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспек­тирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиогра­фическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформле­ние реферата, конспекта, доклада

март

Массовая работа

1

 Выставка учебных изданий к предметным неделям

по предметным неделям

2

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей

в течение года

3

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

в течение года

4

Выставки книг юбиляров

в течение года

10

Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам)

апрель-май

11

Выпускной вечер (подбор материалов 9-е и 11-е классы)

июнь

12

Неделя детской книги

«Здравствуй, книга детская» 1 класс;

Конкурс знатоков в области художественной литературы. (викторина по сказкам ) 2-6 классы;

Мудрости начала (конкурсная программа по русским пословицам и поговоркам).

март

     Реклама библиотеки

1. Создание фирменного стиля

2

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской ли­тературы для начальной школы

октябрь

2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родитель­ских собраниях)

постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, прово­димых библиотекой)

постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

«Правила пользования книгой»;

«Правила поведения в библиотеке»

в течение года

4

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку

в течение года

5

Информирование пользователей о режиме работы

сентябрь

6

Проведение недели детской книги

март

7

Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых

мероприятий

По мере необ­ходимости

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

по плану районного МО библиотекарей

3

Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы

в течение года

4

Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере.

Начало  ведения
электронного каталога учебников

в течение года